Появление Фудзиямы. Однажды старик, растивший бамбук на склонах гор, нашел там девочку по имени Кагуя-химэ, удочерил и воспитал ее. Она обладала исключительной красотой и стала супругой императора. Но спустя семь лет Кагуя-химэ призналась супругу, что она не простая смертная и должна вернуться на небо. Чтобы смягчить боль разлуки, она подарила мужу волшебное зеркало, в котором он всегда мог видеть ее лицо, и исчезла. В
Отчаянии император решил последовать за любимой на небо и, схватив зеркало, забрался по склонам на вершину горы Фудзи. Но и здесь не было даже следов Кагуя-химэ. Любовь, которой был охвачен император, пламенем вырвалась из его груди и зажгла вулкан. С того дня дым всегда поднимается над вершиной Фудзи.
Принц Ниниги. Ниниги был внуком Аматэрасу и сыном Амэ-но-ошидо-мими и Така-ми-мусуби. Поскольку Амэ-но-ошидо-мими отказался заниматься земными делами, Аматэрасу, обеспокоенная народными бедствиями, послала Ниниги править людьми.
Аматэрасу подарила внуку зеркало, яшмовые подвески и меч бога ветра Сусаноо, которые должны были помочь ему. Сестра Ниниги, богиня Амэ-но-удзумэ, в чьи владения входил Небесный плавучий мост, соединявший небо и землю, сопровождала брата, его охраняли легионы воинственных божеств. Спустившись на землю, Ниниги оказался на вершине горы Такатихо, откуда в разные стороны ведут восемь земных дорог. Здесь он столкнулся с могущественным богом -властителем всех путей, который показал Ниниги все царства на земле. Себе в жены Ниниги выбрал богиню цветов красавицу Конохана-сакуя-химэ. Ее отцом был горный бог О-ямацуми, управлявший всеми земными горными и вулканическими божествами. Ниниги с женой счастливо прожили много лет и родили трех сыновей, но ревность супруга разрушила их союз: Конохана покончила жизнь самоубийством. Тем не менее от их сыновей ведет начало японская императорская династия.
Братоубийство без угрызений совести. Среди детей императора Кейко были браться Опо-усу и Во-усу, которого затем назвали Яматотакеру. Однажды император поручил Опо-усу найти и пригласить двух девиц, славящихся своей красотой. Однако Опо-усу взял их себе в жены, а отцу послал других девушек. Узнав об этом, император приказал Во-усу пригласить старшего брата на обед во дворец отца. Прошло пять дней, но от Опо-усу известий не было. Император спросил Во-усу, почему его брат не прибыл ко двору, и тот ответил: "Я схватил и раздавил его, оторвал ему конечности, завернул их в соломенную циновку и выбросил".
Походы Яматотакеру. Получив приказ императора разбить его восставших противников, Яматотокеру пустился в долгий, где его подстерегали многие неожиданности, путь.
Сначала он отправился на запад, чтобы убить двух братьев-гигантов. Однако их дом был окружен рядами воинов. Будучи очень молодым (15 или 16 лет), Яматотакаи смог переодеться девушкой. Сделав красивую прическу и надев женские одежды, он воле в дом во время пира. Братья были рады "девушке" и посадили ее между собой. Когда пир достиг апогея, Яматотакеру схватил старшего брата за воротник и пронзил ему грудь, младший же убежал прочь, но юноша нагнал его и нанес смертельный удар.
Очищенные огнем. Яматотакеру покорил и умиротворил всех божеств гор, рек и моря. Но император снова послал его на борьбу с беспорядками на востоке. Яматотакер пожаловался своей тетушке Ямато-пимэ, что его посылают без всякой поддержки. Она подарила ему меч и мешок, который надо было открыть в случае опасности.
Победив врагов отца, Яматотакеру встретил в стране Сагаму человека, который сказал, что в центре равнины есть еще одно неверное божество. Когда юноша вступил на равнину, это божество подожгло все вокруг. Но благодаря подарку тетушки Яматотакеру все же спасся. Мечом он скосил горящую траву, а с помощью найденного в мешке кремня вновь разжег огонь и, уничтожив божество со всем его кланом, сжег их тела.
Поражение Яматотакеру. Во время морского путешествия Яматотакеру бог моря поднял волны, разбудил бурю, и корабль стал беспомощно дрейфовать. Жена героя Ото-татибан-пимэ предложила себя в жертву богу моря. Она ступила на тонкий слой циновок, шкур и шелка, брошенных в бурные волны. Идя ко дну, она пела:
О, мой господин, увы -
Ты, однажды стоя среди всполохов
Будущего огня, называл мое имя.
Все это было на горе, окруженной
Долиной Сагаму!
Семь дней спустя волны выбросили на берег гребень Ото-тибан-пимэ, но ее тела никто больше не видел. Скорбящий супруг вырыл могилу и похоронил там гребень.
Смерть Яматотакеру.
Гибель жены - первое звено в цепи событий, которые привели к гибели Яматотакеру. Возвращаясь в столицу, он расположился для трапезы у подножия перевала Аси-гара. В это время божество перевала, превратившись в белого оленя, подошло и остановилось рядом с ним. Яматотакеру бросил в него остатки еды, попал оленю в глаз и убил его. Преодолев перевал, он три раза с тоской простонал:
О, моя супруга! Затем богиня горы Ибуки вызвала ужасную бурю с градом, который сковал Яматотакеру льдом. Когда пришла весна, он оттаял и изможденный медленно побрел с посохом. Так герой совершил переход с равнины Таги на равнину Нобо, напевая песню о родных местах:
Со стороны
Моего любимого дома
Поднимаются облака,
От места, где спит
Красавица.
Я оставил саблю, меч -
Ах, этот меч!
Яматотакеру умер. Когда его родные пришли в долину Нобо, чтобы похоронить его, они пели:
Лоза из Токоро
Вьется кругом
Среди стеблей риса,
Рис поднимается в рисовых чеках,
Обрамляя могилу.
Материал составлен на основе книги "Японские боги и мифы"