ИМПЕРАТОР

Происхождение японского императорского дома окутано странностями, легендами и предрассудками. Существует несколько удивительных фактов. Вот некоторые из них:
1) Правящая династия не прерывалась в течение полутора тысяч лет;
2) Императорский дом не имеет фамилии, т.к. положение правящего дома в Японии было настолько своеобычно и прочно, что никакой фамилии ему попросту не требовалось.
Фигура японского императора (тэнно) была священной. Он не становился предметом живописного или словесного изображения. За исключением древних мифологическо-летописных сводов не имеется других свидетельств о японских императорах.
В глубокой древноси правитель Японии (Ямато) назывался "великим господином" (оокими). Правитель был первым среди равных - господ (киими).
В конце VII столетия (вероятно, в правление Тэмму, 673-686) вместо оокими стал употребляться астрологический даосский термин тэнно (вам это слово ничего не напоминает? ^__^), что в переводе означает небо, небесный. Этот термин обозначл Небесного императора или же Полярную звезду. Согласно даосским представлениям, тэнно, являющийся верховным божеством даосского пантеона, пребывает в небесном "фиолетовом дворце" (фиолетовый - самый священный цвет), откуда он управляет даосскими мудрецами (махито). Этот небесный поряд проецируется на Землю, где идеальное государство во главе с тэнно должно быть организовано точно таким же образом.
Понятие мудреца-махито входит в употребление в конце VII в. Все знатные роды того времени обладали титулом знатности (кабанэ). В конце VII в. главным кабанэ (титулом знатности) сьановится махито (даосский мудрец). Это кабанэ присваивалось только членам императорского рода. Еще одно кабанэ - мити-но си - обозначало даосского монаха. То есть японский Двор того времени представлял из себя верховное божество в лице правителя и окружавшего его святых мудрецов (махито).
Японские правители древности обладали по крайней мере тремя именами: детским, взрослым и посмертным. С идеологической точки зрения самым важным было посмертное имя - оно лучше всего отражает то, что хотела внушить правящая элита. В посмертное имя императора Тэмму входит следующее словосочетание, имеющее прямое отношение к китайской политической мысли: Небесный Мудрец с Оки (Оки-но Махито), где "Оки" одна из трех священных даосских гор-островов (другие носят название Пэнлай и Фанчжан), там и обитали бессмертные мудрецы.
Выходит, что земной император уподобляется небесному божественному повелителю. Поэтому в исператорских указах часто употребляется выражение "камунагара" - "являясь божеством". Тронный зал правителя назывался либо "фиолетовым дворцом", либо "Залой Великого Предела" (дайгоку-доно). Понятие Великого Предела выражало собой идею предельного состояния бытия, из которого путем последовательного удвоения рождаются женское и мужское начала, а потом и все сущее.
Атрибутами императорской власти в Японии являются мечь, зеркало и яшмовая печать (ничего вам не напоминает? подсказываю - третий сезон СМ). Железные мечи и бронзовые зеркала во множестве находят при раскопках древних курганов, т.е. уже тогда пологали, что они обладают сакральной силой. Печать на всем Дальнем Востоке является атрибутом определенных властных полномочий. Ранее, до начала китайского влияния, роль печати выполняла магатама - пластина из полудрагоценного камня, выполненная в форме запятой. Все три регалии передаются из поколения в поколение при вступлении нового императора на пристол.
Каждая из регалий связана с определенным мифологическим эпизодом. Для демонстрации чистоты своих намерений перед своим братом - Сусаноо - прародительница императорского рода богиня солнца Аматэрасу ("светящая с неба" или "освещающая небо") надевает ожерелье из магатама. Когда Аматэрасу скрылась в небесной пещере, ее выманивали оттуда с помощью различных ритуальных ухищрений, в частности,с помощью бронзового зеркала, в которое, как считалось, должно было вселиться божество. Что до меча, то он связан не с Аматэрасу, а с Сусаноо - именно он победил змея-дракона и вырвал из его хвоста меч.
Герб императрского дома - это шестнадцатилепестковая хризантема. Хризантема считается признаком дложголетия. Существует поверье, что вино, настоянное на лепесках хризантемы, продляет жизнь до 8000 лет. На моем сайте можно подробнее узнать об этих цветах.
Вплоть до обновления Мэйдзи порядок наследования в Японии не был определен. В настоящее время престол передается только по прямой мужской линии. До этого времени императором или императрицей мог теоретически стать любой представитель правящего рода. Поэтому бездетность императора или же отсутствие в его потомстве сыновей не приводило к прерыванию династии.
Император никогда не покидает предлеов столицы, не путешествует, не действует в качестве верховного главнокомандующего во время военных действий. Главная функция тэнно - это пребываение во дворце - в сакральном центре. Император учавствует в ритуалах как первожрец синто, ему совершают поклонения как живому божеству, но он обязан поддерживать ритуальную чистоту и потому не касается мирских дел. Сам факт нахождения его на престоле является самой надежной гарантией того, что дела в стране идут как надо.
Кроме этой, император обладает еще рядом функций. Так, одной из важнейшей его функцией является речевая, поскольку именно от его имени провозглашались указы. Другая функция - это управление временем. Это означает, что каждый император принимает название (девиз) для своего правления, которое имеет заклинательное свойство: "небесный мир", "вечное процветание" и т.п. Составляющиеся в конце года календари от имени самого правителя распростарянлись по всем учреждениям и провинциям. Таким образом, именно император являлся "хозяином" будущего времени и регулировал его ход. Император имел право и на переименование девиз до истечения срока своих полномочий. Контроль императором над прошлым временем осуществлялся с помощью летописей - именно по его повелению они и составлялись чиновниками.
Структура японской власти на протяжение последних полутора тысяч лет была такова, что реальными распорядительными полномочиями почти всегда обладал не сам император, а другой человек или институт, что делало тэнно принипиально неуязвимым для любой критики, которая могла бы быть направленной в его адрес. В древности это был глава рода, который поставлял императору главных жен (вначале это был род Сога, а потом - Фудзивара). В средневековье это были военные правители - сегуны, которые получали формальное назначение государевым указом. В новейшее время функцию по управлению страной взяли на себя парламент и правительство.

Материал основан на книге А. Н. Мещерякова "Книга японских символов"