ЯПОНСКИЕ БОГИ


Божественные силы природы олицетворяют ками. Они ведут себя как люди, но обладают двумя душами: доброй и злой. Одни из них живут на небе, другие - на земле. Ками не всеведущи, поэтому для общения с ними нужны посланники. По некоторым оценкам, в японском пантеоне насчитывается более восьми миллионов богов. Предания о них носят локальный характер и меняются в зависимости от места и времени появления, поэтому о роли тех или иных божеств трудно судить. Среди ками есть божества бурь, ветра, гор и вулканов, т.е. жестоких сил природы. Считается, что ками наделены волшебной силой и обитают как в космосе, так и в различных окружающих человека предметах. С ними связано и понятие чего-то сверхъестественного, внушающего благоговение.

ГЛАВНЫЕ БОЖЕСТВА


Идзанаги - первый земной бог, создавший мир, отец Аматэрасу, Цукёми и Сусаноо. фарфоровая фигурка бога грома
Идзанами - супруга Идзанаги и первая земная богиня
Кагуцути
- бог огня, также известный как Хо-масуби )возбудитель огня). Последний общий ребенок Идзанаги и Идзанами, которая умерла при его рождении. Очень важно было приручить Хо-масуби на время сезона ветров, когда пожары становились частными.
Аматэрасу
- богиня солнца и правительница неба.
Цукуёми
- бог луны, брат Аматэрасу и Сусаноо.
Сусаноо
- злой бог ветра и бурь, брат Цукуёми и Аматэрасу.
Вакахиру-мэ
- младшая сестра Аматэрасу, возможно, богиня восходящего солнца.
Кусинада-химэ
- принцесса риса и жена Сусаноо.
О-кунинуси
- бог медецины и колдовства, сын Сусаноо.
Амэ-но-ошидо-мими
- сын Аматэрасу, которого она посылал контролировать Землю, но он отказался, ибо там не было порядка.
Ниниги
- внук Аматэрасу, который был послан царствовать на Земле.
Конохана-сукуя-химэ
- дочь горного божества и супруга Ниниги.
Такимимусуби
- один из главных помощников Аматэрасу.
Амэ-но удумэ
- богиня вечерней зари.
Инари
- бог риса и богатства.

Самыми древними японскими мифологическими существами являются тэнгу. Считается, что они обитают в горных районах на деревьях, предпочитая сосны и криптомерии. Тэнгу - полулюди-полуптицы, их иногда изображают в мантиях из перьев или листьев и в небольших черных шляпах. Из озорства она любят совершать разные проказы, но шуток над собойне терпят. Однажды мальчик обманул тэнгу, заявив, что разглядел его в небе через полое колено бамбука, как в телескоп. Тэнгу охватило любопытство, и он согласился обменять свою мантию-невидимку на бамбуковую палочку. Когда же он получил палочку и испытал горькое разочарование, то отомстил мальчику, бросив его в ледяную реку.
В японской мифологии есть еще такие мифологические существа, как oни. Считается, что oни - свирепые рогатые бесы, часто гигантского размера - пришли в японскую мифологию из Китая вместе с буддизмом. В основном эти существа похожи на людей, но у них есть рога, хвост, по три пальца на ногах и руках, а иногда и три глаза. Если тэнгу любят шалости, то oни обычно злые и часто распутные, нередко выступают в качестве персонажей японских народных сказок.
Интересны такие мифологические существа, как каппы. По некоторым источникам, каппа происходит от обезьяны - вестник бога реки. Каппы достигают размеров подростка, их лица похожи на обезьяньи, кожа желто-зеленая, а на спине панцирь, как у черепахи. Они обитают в реках, прудах и озерах. На голове каппы есть углубление, где плещется вода. Если она выльется, каппа утратит свою волшебную силу. Как вампиры, каппы пьют кровь людей, лошадей и домашних животных, кроме крови они любят огурцы. Их можно убедить не вредить людям, если бросить в воду, где они обитают, огурец, на котором написаны имена и возраст членов семьи. Привлекательными чертами этих существ являются умение держать слово и вежливость, из-за которой они подчас страдают. Когда каппы кланяются в знак уважения, вода из углубления на голове вытекает, и они становятся беспомощными.
Буддийские боги.
В период Камакура (XII - XIII вв.) появилось японское направление в буддизме, которое пришло к поклонению нескольким богам (или бодхисатвам), в числе которых "семь богов счастья": Хотей, Дзюродзин, Фукурукудзю, Дайкоку, Бисямон-тэн, Эбису и Бэн-тэн.
Бог изобилия Хотэй ("полотяной мешок") выделяется огромным животом. Живот Хотэя - символ того, что его душа благодаря буддизму достигла просветления, а также указание на довольство и добрую природу его владельца. нэцке с изображением семи богов счастья на корабле
Бог долголетия Дзюродзин ("божество долгой жизни и страсти") всегда изображается с белой бородой в окружении журавля, черепахи и оленя, которые тоже являются символами долголетия. В его руках посох, на котором висит свисток, содержащий всю мудрость мира.
Фукурокудзю легко узнать по необычной внешности. У него очень длинная узкая голова, а тело и ноги - короткие и толствые. Он также ссоциируется с благопожеланием долголетия и мудрости.
Бог богатства и урожая Дайкоку считается покровителем крестьян и часто изображается сидящим на мешках с рисом, который поедают мыши. Но этот бог настолько богат, что мелкие потери его не беспокоят. Он носит волшебный молоток, который может исполнять желания.
Божество богатства Бисямон-тэн всегда изображается в доспехах, с жезлом в одной руке и миниатюрной пагодой - в другой, поскольку обладает добродетелями воина и священнослужителя.
Бог Эбису воплощает благородный труд, он - покровитель торговцев и рыбаков. Обычно изображается в охотничьей одежде с рыболовной удочкой, садком и морской рыбой.
Богиня Бэн-тэн связана с морем. Обычно ее святилища расположены на побережье и остравах. Часто она представлена верхом на драконе или на морской змее. Бэн-тэн - персонификация идеального женского поведения и совершенства в искусстве. Ее изображают играющей на бива - музыкальном инструменте, похожем на мандолину.

Материал составлен на основе книги "Японские боги и мифы"